КАЧИ-КАЛЬОН
Пещерный монастырь и средневековое поселение Качи-кальон находится в 8 км к югу от Бахчисарая. Сюда можно добраться рейсовым автобусом до с. Предущельного, выходить на остановке по требованию (Предущельное-2). Неподалеку от остановки осмотрим скалу Таш-аир, замечательную своей росписью — уникальным памятником искусства эпохи неолита. Присмотревшись к ее светло-желтой поверхности (особенно если обрызгать ее водой), можно различить рисунки красной охрой, изображающие батальную сцену. Рядом из-под огромного утеса вытекает родник.
Надо пройти еще с полкилометра по дороге, а затем козьими тропами подняться по усыпанным обломками скал склонам к отвесным обрывам, где видны темные зевы пещер.
От Бахчисарая есть и другая дорога. От турбазы «Привал», мимо горы Бешик-тау, через Михайловское лесничество можно выйти на вершину плато Качи-кальон, откуда открывается редкий по красоте вид на Качинскую долину. На десятки километров просматриваются внизу лента шоссе, селения, правильные ряды фруктовых садов, поля, лесистые склоны левого берега Качи — все как на ладони. Мы пройдем на высоте птичьего полета по кромке плато, поверхность которого изрезана глубокими расщелинами. Незаметное понижение к западу ведет к спуску по лесной дороге, а она — к заросшей лесной тропе в обход скалы, через Змеиную балку, к описанному уже подъему от шоссе. Пройдя этим путем, мы полнее представим себе этот единственный в своем роде памятник природы, служивший во времена средневековья убежищем для людей.
Итак, миновав скалу Таш-аир, вновь выходим на шоссе. Вскоре показывается похожая отсюда на нос корабля скала Качи-кальона; наверху она изрезана трещинами, образующими изображение огромного креста. Отсюда — одно из объяснений названия скалы — «крестовый корабль».
Тропа, поворачивающая вдоль скалы к юго-западу, приводит на территорию поселения, усеянную множеством обломков скал, оторвавшихся от основного массива и заваливших крутой склон к реке.
В скальных глыбах вырублены помещения, тарапаны, часовни с гробницами; часто встречаются высеченные в скалах кресты различной формы — вписанные в круг, с простым или двухлопастным расширением на концах. От «носа» корабля — начала скального массива — некогда шла в юго-западном направлении оборонительная стена, сложенная из тесаных известняковых блоков, с включением, лежащих на ее пути скальных глыб. Ее можно видеть на рисунках XIX в.
Остатки стены прослеживаются вплоть до церкви, высеченной в большом, отдельно стоящем обломке скалы. Размеры ее невелики — 4 на 2,5 м, ориентация алтаря на юго-восток. На старой фотографии видны деревянные навесы над двумя входами (один из них ведет в алтарную часть) и деревянные двери; сегодня от них остались лишь врубки в камне. В нише над первым входом вырезан равноконечный крест. Внутри церкви вырублены скамьи для Прихожан и несколько гробниц в полу; полукруглая апсида некогда была отделена деревянным иконостасом. Поблизости от церкви — несколько «однорогих» надгробий, остатки кладбища, окружавшего храм. В обломке скалы за церковью некогда была усыпальница, позднее переделанная в виноград о давильню.
В Качи-кальонском обрыве скопления высеченных в скале пещер сосредоточены вокруг пяти огромных естественных гротов.
Первый, начиная с западной стороны, грот сильно завален обломками скалы; искусственных пещер в нем нет, зато в каменных стенах и основании — множество вырубок для укрепления деревянных балок и стояков от примыкавших к скалам построек. Отдельные внутрискальные помещения и давильни для винограда — тарапаны (не менее 120!) разбросаны по всей немалой территории Качи-кальона. Встречаются и одичавшие виноградные лозы, которым было особенно привольно на согретом солнцем юго-восточном склоне. Вместе с виноделием, приносившим, должно быть, немалые прибыли, процветало и гончарное производство тары для него: осколки всевозможных амфор и кувшинов, а также кровельной черепицы в изобилии найдены археологами. Между первым и вторым гротами расположен пятиярусный комплекс пещерных помещений, числом более 50, вырубленных в отвесном обрыве. Все они соединялись между собой террасами, лесенками и переходами, частично сохранившимися. В ряде мест в полу вырублены зерновые ямы и тарапаны. Во втором гроте, как и в первом, сохранилось много следов деревянных конструкций, но внутрискальных помещений нет. Зато их довольно много между вторым и третьим гротами. В третьем гроте одна из пещер служила церковью, причем ее наружная стена была сложена из камня. На стенах — кресты, выведенные красной краской и высеченные в камне. Между третьим и четвертым гротами — более 30 пещер. Не доходя до четвертого грота, встречаем большой выступ скалы, на котором когда-то располагалось укрепление. С северо-запада мыс ограждала стена метровой толщины из тесаного камня, которая хорошо просматривается снаружи. В западной части стены была прямоугольная башня, а ближе к массиву скалы — ворота шириной 2 м, с ведущим к ним коридором, от которого сохранились только камни основания. Построена башня, судя по разведочным раскопкам, не ранее X в., однако отдельные находки поблизости датируются VII —VIII вв.
Значительная часть мыса занята кладбищем; сохранились надгробия двух типов — двускатные плиты с продольными гранями и плиты, на одном конце украшенные своеобразной «башенкой» с вырезанной нишей. На некоторых — узор из плетенки, звезд и розеток. Гробницы, на которые поставлены эти надгробия, сложены из каменных плит в виде «ящика». Несколько крупных обломков скалы хранят остатки высеченных в них церковных сооружений: в одном из них вырублена ниша, а в ней — «процветший» крест, превращающийся внизу в изгибы стилизованной виноградной лозы: символ, на редкость уместный в Качи-кальоне с его винодельческим хозяйством! Рядом — помещение покрупнее: по всей его северной стороне сохранилась высеченная в камне скамья. Над ним заметны остатки миниатюрной часовенки с гробницей. За укрепленным мысом находится четвертый, самый большой грот Качи-кальона, с источником св. Анастасии, вода которого почиталась целебной. Это удивительное по величию и грандиозности творение природы. Подобно сводам готического храма где-то немыслимо высоко над головой смыкаются скалы. Освещение в гроте — мягких теплых тонов: желтоватого цвета каменные стены приглушают яркость солнечных лучей. Основание грота узко — часть его обрушилась от времени, и крутизна обрыва, хаос обломков внизу еще более усиливают ощущение головокружительной высоты. Начиная от основания, в несколько ярусов высечены небольшие пещеры. В центре — ниша, где прямо из скалы сочилась вода, выдолбившая глубокую чашу в камне; над источником высечен большой крест. Чуть ниже из расселины поднимается старое черешневое дерево, выросшее буквально на голой скале и питаемое водами источника. По преданию, записанному крымоведом прошлого века В. X. Кондараки, здесь когда-то было языческое капище. Действительно, мало найдется на земле мест, которые бы с большим основанием заслуживали названия храма в полном смысле слова, но воздвигнутого самой природой. Еще большее впечатление должен он был производить на наших предков, поклонявшихся скалам, деревьям, источникам. Еще и сегодня сохраняется древний обычай — завязывать узелки из лоскутков ткани на ветвях старой черешни. Внизу под гротом, на усеянном обломками скал склоне, в котором высечены пещеры и виноградодавильни, существовало селение, видимо, тоже огражденное стеной. Павел Сумароков, посетивший Качи-кальон в конце XVIII в., увидел «валяющиеся» по скату во множестве тесаные продолговатыми четвероугольниками большие каменья, отделанные карнизы … уцелевшие остатки разрушенной церкви … Один греческий монах, отыскав признаки сего храма, испрошенною милостыней починил и превратил оный в часовню». В одной из отдельно стоящих скал видны остатки небольшого храма с гробницей. Неподалеку — развалины церкви, пристроенные к апсиде, высеченной в скале: это древняя церковь св. Анастасии, пришедшая в упадок от времени, и возобновленная в середине XIX в. по инициативе архиепископа Иннокентия, который приписал ее к Успенскому монастырю. По сохранившимся документам известно, что Качи-кальонский монастырь, как и некоторые другие, получал в эпоху владычества Гиреев материальную помощь от русского государства, которое тем самым поддерживало связи с местным христианским населением. Среди прочих упомянута и церковь Иоанна Предтечи в деревне Бия-сала (Верхоречье), расположенная в 6 км от Качи-кальона вверх по реке. От этой церкви уцелели только алтарная апсида и фундаменты. Находившаяся в апсиде роспись, ныне перенесенная в музей, представляет немалую художественную ценность как по исполнению, так и по композиции: изображен весьма редкий и архаичный сюжет — «Поклонение жертве».
Литература: Фадеева, Т. М. Бахчисарай и окрестности: путеводитель / Т.М. Фадеева, М.В. Соколова . — Симферополь : Бизнес-Информ, 2000. — 208 с.: ил. — ISBN 966-7189-85-6